Великая Отечественная под водой.
 Главная  Новости  Лодки  Люди  Документы  Битвы  Форум

«Л-55» (до 10 декабря 1932 «L-55»).

Бывшая британская типа «L» III серии.

    Заложена 21 сентября 1917 года на судоверфи «Fairfield Shipbuilding & Engineering Company» в Глазго. 19 декабря 1918 года корабль вошел в строй.

    В 1919 году подводная лодка принимала участие в боевых действиях против РККФ в ходе Гражданской войны в России. В 17.37 4 июня 1919 года «L-55» (командир капитан-лейтенант Чарлз Чапмен) с дистанции 5 кбт двумя торпедами неудачно атаковала эсминцы «Азард» и «Гавриил» в Копорском заливе. После торпедного залпа подводную лодку выбросило на поверхность, и она была обстреляна эсминцем «Азард». Погружаясь, субмарина навалилась левым привальным брусом на минреп одной из мин английского противолодочного заграждения, и притянутая к корпусу мина взорвалась в районе ходового мостика. Лодка погибла в месте с координатами: 59°55' с.ш./28°46'06" в.д. на глубине 32 метров. Никто из экипажа не спасся. (По официальной советской версии причиной гибели субмарины стал огонь носового орудия эсминца «Азард», за что командир корабля Н.Н. Несвицкий и комендор С.Е. Богов награждены орденами Красного Знамени).


«L-55» под флагом Св. Георга. «L-55» под флагом Св. Георга. «L-55» под флагом Св. Георга.

«L-55» под флагом Св. Георга...

«Л-55» в составе советского флота. «Л-55» в составе советского флота.

... и в составе РККФ.

    В конце 1926 года погибшая субмарина случайно обнаружена тральщиками «Клюз» и «Защитник» и 21 ноября 1927 года обследована водолазами ЭПРОНа.

    27 апреля 1928 года состоялось решение о подъеме подводной лодки, и 10 июня начаты подъемные работы. 11 августа 1928 года субмарина поднята спасательным судном «Коммуна», отбуксирована в Кронштадт и поставлена в док. При очистке отсеков были найдены останки 34 английских моряков, которые в начале сентября 1928 года были переданы английской стороне на пароход «Truro», и 8 сентября 1928 года они на борту крейсера «Champion» были доставлены в Портсмут, где были похоронены в братской могиле на кладбище военно-морского госпиталя.


Дополнительно: воспоминания командира тральщика «Клюз» Б.М. Подвысоцкого, о том, как была найдена «L-55», написанные в 1972 году.


    Восстановление «L-55» производил Балтийский завод. Финансирование восстановительных работ (1 млн. рублей) осуществлялось через фонд «Ответ Чемберлену».

    Принимая во внимание, что при постройке «L-55» был учтен опыт 1 Мировой войны и то, что в ходе послевоенного сокращения флота Великобритания оставила в строю все лодки этого типа, субмарина подверглась тщательному изучению советских специалистов. При проектировании и постройке отечественных подводных лодок II и III серий, некоторые наиболее удачные технические решения британских конструкторов были использованы.


«Л-55» в доке. «Л-55» в доке. «Л-55» в доке. «Л-55» в доке.

«Л-55» в доке. «Л-55» в доке. «Л-55» в доке. «Л-55» в доке.

«Л-55» в доке. Церемония передачи останков английского экипажа «L-55». Церемония передачи останков английского экипажа «L-55». Митинг на «Л-55».

«Л-55» в доке.
Церемония передачи останков английского экипажа «L-55».
Митинг на вступившей в сторй под советским флагом «L-55».

    В 1931 году корабль посетил Нарком Обороны К.Е. Ворошилов. 31 июля (по другим данным 7 августа) 1932 года «L-55» под командованием Воробьева Владимира Семеновича вошла в состав Морских сил Балтийского моря под прежним обозначением, только 10 декабря 1932 года из-за упрощения делопроизводства латинскую «L» сменила кириллица.

    В 1934 – 1935 «Л-55» прошла ремонт с заменой дизелей фирмы «Виккерс» на отечественные 42БМ6.

    Субмарина использовалась в качестве учебной, а 10 января 1940 года она была выведена из боевого состава и переквалифицирована в опытовую.

    22 июня 1941 года «Л-55» встретила под командованием старшего лейтенанта Брауна Ильи Яковлевича (командовал лодкой до 1 июля 1941 года) в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок. 8 августа 1942 года субмарина передана на хранение в Кронштадский военный порт и законсервирована, а в сентябре 1941 года переведена из Кронштадта в Ленинград. 14 февраля 1942 года при артобстреле на стоянке у моста Строителей «Л-55» получила осколочные повреждения (11 пробоин в ограждении рубки и пробоина в обшивке булевой цистерны) от снаряда, взорвавшегося на борту плавбазы «Исеть».

    11 (по другим данным 7) мая 1943 года «Л-55» возвращена в строй в качестве самоходной плавучей зарядовой станции. В начале декабря 1944 года она перешла в Ханко, где до конца войны обеспечивала базирование подводных лодок КБФ.

    16 февраля «Л-55» исключена из списков ВМФ, 8 апреля 1947 года судно законсервировано и поставлено на отстой, а 25 сентября 1950 года сдано на разборку. В 1960 году корпус «англичанки» разобран на металл.


Лодки

ВСЕ ПОДЛОДКИ:

по номерам

по флотам




Поддержка сайта


Лодки основных серий
 I-Декабрист
 II-Ленинец
 III-Щука
 IV-Правда
 V-Щука
 V бис-Щука
 V бис-2-Щука
 VI-Малютка
 VI бис-Малютка
 IX-Средняя
 IX бис-Средняя
 X-Щука
 X бис-Щука
 XI-Ленинец
 XII-Малютка
 XIII-Ленинец
 XIII бис-Ленинец
 XIV-Крейсерская
 XV-Малютка

Лодки иностранной постройки
B-1  В-2  В-3  В-4  Калев  Лембит  Ронис  Спидола  L-55 
Лодки дореволюционной постройки
тип АГ  Б-2 
Трофейные лодки

Лодки экспериментальные
Пигмей  Р-1 
М-400  М-401 
Плавбазы
Гвардейские ПЛ
Краснознаменные ПЛ
Судостроительные заводы




  ПОБЕДЫ ПЛ РККФ
Балтика
Черное море
Север
Тихий океан
  Потери
Потери подводных лодок РККФ
  Алтарь Победы
они отдали жизнь за Родину.
  Фотоальбом
Фотодокументы
  Литература
Литературные и др. источники
  Подлодки -
        памятники

Памятники подлодкам и подводникам
  Ссылки
Ссылки по теме
  Всего понемногу
всякая всячина

Locations of visitors to this page
  Авторы
Создатели сайта
  НАША ПОЧТА
 Главная  Новости  Лодки  Люди  Документы  Битвы  Форум
Rambler's Top100 Rambler's Top100